Проповедь на Воскресение Христово

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Воскресение Христово видевше» — поем мы каждый воскресный день. Задумывались ли вы, КАКИМ ОБРАЗОМ мы можем увидеть воскресение Христово? Оно произошло так давно, и мы отстоим так далеко от тех событий, от волнений и ожиданий учеников Христовых, от их сомнений, от неожиданной ошеломляющей шокирующей новости о том, что Господь, любимый Учитель, уже не мертв, что Его снова можно будет увидеть, пообщаться с Ним, даже осязать Его.

Мы и воскресение Христа – как связаны эти, казалось бы, далекие вещи друг с другом? Каким образом мы можем пережить, прочувствовать те душевные переживания и великую радость, которые перевернули жизнь ближайших учеников Христа?

Ответ на этот сложный вопрос может дать нам внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания. Например, сегодняшнее воскресное Евангелие. Святой Апостол Иоанн рисует нам в живом, динамичном, ярком повествовании, как о воскресении Христа узнали люди (Ин. 20, 1-10).

Была на исходе святая ночь Воскресения. Втайне от всех людских глаз, за огромным камнем, приваленным ко гробу, Господь восстал из мертвых. Никто не видел, как это случилось. Происходящее скрывали от людских глаз темнота, камень и печати на нем. Но надлежало, чтобы о таком великом событии узнали все, и главное, чтобы никто не имел возможности сомневаться в реальности происшедшего. Для этого силою Божией отбрасывается огромный камень, и для всеобщего обозрения становится доступным гроб. Тела Христа там уже нет, но остались некоторые вещи, которые свидетельствуют с абсолютной очевидностью о несомненном факте Воскресения.

Первым человеком, пришедшим ко гробу так рано, что еще было темно, и увидевшим камень отваленным была женщина – Мария Магдалина Почему так случилось? В Евангелии мы видим, что ближе к Христу были мужчины, его ученики и апостолы. Но в женском сердце, наверное, пламенела такая нежная, всеохватывающая любовь к Господу, которая не могла позволить Марии Магдалине оставаться дома. Как только позволил иудейский закон и закончилась суббота, она поспешила туда, где находился ее возлюбленный учитель. Надеялась ли она, что увидит Христа живым? Навряд ли. Скорбь и сокрушение охватывали и сотрясали ее душу. Но она так любила Христа, что стремилась хотя бы возле закрытого гроба, но быть ближе к Нему. Ноги сами привели ее к тому месту, где находилось его тело, чтобы поплакать здесь в темноте. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, она хотела хотя бы «от места получить какое-нибудь утешение».

Что же она видит? Гроб открыт. Ужас охватывает ее сердце. Самые страшные мысли закрадываются ей в голову: наверно, враги Христа так хотели выместить на Нем свою злобу, что даже после Его смерти не успокоились. Выкрали Его тело и сейчас, наверное, ругаются над ним. Что может быть страшнее для любящего сердца? В страхе и ужасе Мария Магдалина даже не заглядывает внутрь гроба, а бежит искать помощи к ближайшим ученикам Христа: апостолам Петру и Иоанну. Мысль о том, что Христос мог воскреснуть, не приходит ей в голову. Она пока мыслит по-земному. Она не может увидеть, разглядеть Божественного вмешательства в своей жизни. Ей легче объяснить все земными, привычными причинами. Но от этого ей не легче. В растерянности и страхе она бежит к апостолам.

Когда Мария пришла к апостолам и рассказала об увиденном, они тотчас же ринулись на место посмотреть, что случилось. Горя не меньшей любовью ко Господу, они побежали вместе. Но в душе их другой настрой, непохожий на устроение Марии Магдалины. Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, бежал, исполненный глубокой веры в то, что Христос не мог умереть. Его вера в то, что Христос на самом деле превечный Бог, выдержала все испытания и искушения. Он таил и лелеял надежду, что неизвестно как, но Божественная сила не позволит Правде быть поруганной, Источнику жизни быть убитым. Эта надежда сама несла его как на крыльях, и поэтому (ну и потому, что был моложе) прибежал ко гробу первым. Наклонившись, он видит внутри лежащие пелены, которыми было обвито тело Христово. Необычайно и странно, но он НЕ входит внутрь во гроб. Бежал сломя голову, а прибежав, не хочет войти и убедиться в воскресении Христовом. Почему?

Вот пламенный апостол Петр. Он то не преминул зайти во гроб и тщательнейшим образом исследовать все, что лежало на бывшем погребальном ложе Спасителя. Оказалось, что одни пелены лежали отдельно, а плат, который был на главе Христа, лежал не с пеленами, но особо свитым на другом месте. Именно эти оставшиеся лежать пелены были молчаливым, но самым ярким и убедительным доказательством воскресения.

Если бы кто-то захотел украсть или перенести тело, он бы не стал разматывать тщательно свитые по иудейскому обычаю пелены, а взял бы их вместе с телом. Тем более не стал бы снимать плат с головы, а потом аккуратно сворачивать его и класть на особом месте. Снять так аккуратно пелены с тела, не повредив их, — вообще почти невыполнимая задача, так как иудеи прежде чем облачать усопшего в пелены, пропитывали их смирной, которая «не хуже свинца приклеивает пелены к телу» (святитель Иоанн Златоуст). Вся процедура заняла бы у вора столько времени, что он не мог бы остаться незамеченным.
Объяснение увиденному могло быть только одно – Христос воскрес. Его тело как бы прошло сквозь пелены, и они упали на ложе в таком же виде, как были свернуты.

Все это обследовал апостол Петр, сердце его наполнилось радости, и он позвал Иоанна. Только тогда ближайший сотаинник Христов вошел во гроб, и окончательно убедился в воскресении Христа. Почему же он раньше не входил? Не потому, что боялся чего-то, а потому, что один вид лежащих пелен убедил его в воскресении. Он всем сердцем несомненно верил, что Господь их не оставит, и для утверждения в этой вере ему нужно было совсем немного. Он останавливается у входа в погребальную пещеру пораженный, охваченный тихой, неземной радостью. Ему не нужно больше доказательств. Он уже увидел воскресение духовными очами с такой же достоверностью, как будто бы сам был в пещере в момент воскресения.
Таким образом, из сегодняшнего Евангельского отрывка мы увидели три разных отношения человека к Божественному присутствию в нашей жизни. Мария Магдалина была еще не готова увидеть и принять Божественную волю. Она любила Господа всей душой, но по-земному. Даже явное чудо она была готова объяснить земными причинами.

Вера апостола Петра нуждалась в явных осязаемых доказательствах. Поколебленная однажды, она требует трудов человека для того, чтобы восстановить ее в прежнем виде.

И только вера апостола Иоанна была столь возвышена, чиста и непоколебима, что один вид лежащих пелен заставил его полностью, совершенно поверить в то, что Христос воскрес. Такая вера – это лицезрение Христа воскресшим.

Дай нам Бог подобную веру, чтобы мы с дерзновением апостола Иоанна могли обращаться ко Христу с такими словами: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу Иисусу».
Аминь.

Категории: Слово настоятеля

Добавить комментарий