О прощении в Пасху

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе!

Каждый раз, когда мы с ликованием произносим эти слова: «Христос воскресе!», в наши сердца незаметным образом приходит какая-то необъяснимая радость. Невозможно представить человека, который с угрюмым лицом, с обидой в голосе и с горькими слезами на глазах произносил бы эти слова. Следовательно, событие Воскресения Христова каким-то удивительным образом влияет на наше душевное устроение, на нашу обыденную жизнь, наполняют ее смыслом и радостью.

christ

Но в словах «Христос воскресе!» слышится не только радость и ликование, в них слышится призыв изменить свою жизнь. Даже великая радость не найдет в нашем сердце отклика, останется формальной и тщетной, если мы не последуем призыву Воскресшего Христа обновить себя, вырваться из плена страстей, гнетущих нас ко греху и смерти, воскресить в себе ту чистую, живую искреннюю веру, которая была в нас, когда мы познали в первый раз, насколько благ Господь. Один из призывов звучит в Пасхальной стихире, звучавшей сегодня за Богослужением: «и ненавидящим нас простим вся Воскресением!». Почему Воскресение Христово должно подвигнуть нас простить даже тех людей, которые нас ненавидят, не хотят примириться и творят нам всякие пакости? И такого человека, который готов нас с лица земли стереть, мы должны не только простить, но и обнять, сказать ему «брат мой». Почему? Митрополит Антоний Сурожский отвечал на этот вопрос так: «Потому что не простить — это остаться во тьме, когда мы стремимся к свету, не простить — это остаться рабом греха, когда мы ищем свободы, не простить — это сохранить в себе семя смерти и жало смерти, когда мы ищем, желаем Воскресения, молим о нем, стремимся к нему».

Нельзя принять в себя свет Воскресения, оставаясь при этом во тьме обиды. Нельзя увидеть Христа Воскресшего, когда наши глаза ослеплены злобой и желанием отомстить. Непрощение нашего ближнего будет страшной неблагодарностью Христу, который на Кресте простил нам гораздо большие обиды, чем причиняют нам. Конечно, простить очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие может не помочь в борьбе с этой бедой. Прощение – это подвиг. Нужно преодолеть свою боль и унижение и вопреки им увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже.

«Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва — иногда виновная, а иногда и безвинная — я могу повернуться к Богу и из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния я могу сказать Господу: Господи, прости! Он не знает, что он делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы только он знал, сколько разрушения он вносит в мою жизнь, он не сделал бы этого. Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы — погибшая овца Христова стада» (Митр. Антоний). И тогда Господь пошлет великое утешение, только тогда можно будет по-настоящему, всем своим существом почувствовать духовное торжество Воскресения Господня, в котором вся наша награда, вся наша вера, все наше упование.

Аминь.

диакон Дионисий Мелентьев

24 апреля 2010 г.

Категории: Слово настоятеля

Добавить комментарий