Проповедь о Церкви как о больнице

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Святая Церковь часто сравнивается с больницей, лечебницей, где верующие люди получают исцеление своих духовных недугов. Но до конца понять, что же такое больница, может, наверное, лишь тот, кто хотя бы раз лежал в хирургическом отделении. Там может плохо пахнуть от чужих гноящихся ран. Там порой невозможно уснуть от стонов соседей. Там люди бывают раздражительными и грубыми от мучающих их болей. Находиться в хирургической палате крайне неприятно.

Подобным образом иногда чувствуют себя люди, столкнувшиеся в Церкви с человеческой грубостью, раздражительностью, открывшимися им чужими грехами, которые как и гнойные раны, имеют жуткий, отталкивающий вид. Возникает естественный порыв обидеться, уйти из Церкви, громко хлопнув дверью, или остаться, но с пустым и холодным сердцем, и приходить на службы только по привычке, потому что вроде так надо. В последнем случае человек тоже уходит из Церкви: его тело присутствует в храме, но сердце находится очень далеко от него.

 В больнице такое поведение больных было бы безрассудным и даже опасным. Никто не уходит из неуютной больницы, где рядом с тобой жутко неприятные соседи, по одной серьезной причине: здесь есть врач, способный вылечить. И никто в больнице не бросает принимать лечение, пить таблетки, а соблюдают все предписания врача. Почему? Потому что люди понимают, что они серьезно больны и в другом месте надежды на выздоровление у них нет. Они надеются на исцеление, надеются на то, что врач сможет сотворить чудо — сделать их здоровыми, спасти им жизнь. И все неприятности окружающей обстановки отступают на задний план перед этой надеждой.

В Церкви же иногда происходит трагедия: больной забывает, что он больной и убегает из больницы. Если верующий человек за всю свою церковную жизнь так и не приходит к осознанию собственного страшного болезненного состояния, если не приучается постоянно прибегать к Врачу наших душ и телес и звать Его на помощь, тогда оставаться в Церкви ему с каждым годом все труднее. Ведь все в этом мире приедается, даже самое хорошее. Через какое-то время атмосфера храма становится привычной, в батюшке, кроме мудрости и доброты, открывается масса несимпатичных качеств, интерес к духовной литературе потихоньку пропадет, он видит, как в церковных людях действуют точно те же страсти, что и в нецерковных.

Тогда перед таким человеком со всей остротой встает важнейший вопрос: а зачем он вообще пришел в Церковь? Все, что в ней когда-то радовало и согревало душу, перестало быть интересным, осталось лишь разочарование, а новых смыслов так и не появилось. И в этом состоянии человек может уйти из Церкви. Он сможет без Церкви читать духовную литературу, творить дела милосердия, дружить с верующими людьми и общаться с духовенством. Даже верить в Бога и молиться он сможет, оставаясь вне Церкви.

Абсолютно невозможным вне Церкви окажется для него только одно — причастие Телу и Крови Христовым. Он сам себя лишит того лекарства, без которого невозможно исцеление и без которого невозможно спасение.

Будем же ценить Церковь и тот Великий Дар, котрый Гоподь даровал ей: Евхаристию, на которой мы приобщаемся вечной жизни. По словам святого Иоанна Кронштадского: «мы вкушаем Тело и Кровь Христову и через это носим в себе еще здесь явные начатки своего бессмертия, а когда разлучится душа того человека с телом, тогда и начнем жить этой вечной жизнью».

Аминь.

 

 

 

 

Добавить комментарий