Проповедь о том, как научиться любить

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С церковного амвона в проповедях часто повторяются слова Христа о любви к людям: к ближним и даже к врагам. Спросим себя и свою совесть: откликается ли наше сердце на эти слова? Способны ли мы по-настоящему любить друг друга? И как этому научиться?

Почему же в нас оскудевает любовь? Каким образом мы теряем сопереживание, сострадание к ближним?

В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия: любите друг друга (Ин 34:13). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. В заповедях, таким образом, изложены принципы, законы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы, если он согрешает? Он нарушает закон любви, и она, как в высыхающем источнике, постепенно иссякает в его сердце. Чем больше нарушает, тем больше создает в душе преград для этого естественного Богом созданного источника любви.

Что делать человеку в такой ситуации?

Во-первых, рассудить и осознать, кто виноват в этом? Очевидно, тот кто грешит. Но как часто вину за утрату своего здорового состояния мы пытается полностью переложить на окружающих. «Я был готов любить весь мир, — никто меня не понял: и я выучился ненавидеть» — говорит известный всем со школы лермонтовский Печорин. Но путь перекладывания ответственности на других — тупиковый и бесплодный. Ведь если мою душу искалечили другие люди, то, значит, и приводить ее в порядок должен не я, а они. На себе такой «герой нашего времени» полностью ставит крест, отсекает от себя возможность исцеления и приходит в ужасное состояние, как и случилось с Печориным, который делает дьявольский вывод: «А что такое счастье? Насыщенная гордость».

Но гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! Нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость. Она непреодолимой стеной отделяет человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Разрушить эту стену может только смирение — реальное видение себя, своего внутреннего душевного состояния.

Второй шаг к тому, чтобы научиться любить – научиться жертвовать. Нам свойственно испытывать любовь либо к тем, с кем хорошо нам, либо к тем, кому хорошо с нами. Но стоит даже приятному нам человеку выразить хотя бы легкое недовольство в наш адрес, как сразу же вместо любви к нему в душе вспыхивают совсем другие эмоции. Но такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:46). Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия — жертвенность. Это занятие нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но — Богу.

При этом надо помнить, что жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:3). Вкладывая себя в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира. Чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет им принесена лишь себе самому.

Христианская любовь к ближнему — это не чувство, и даже не действие, а некая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он — такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. «Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

Никаких  сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований для того, чтобы научиться любить, нет. И прежде всего нужно научиться любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.

Так мы через самых родных начнем стяжание любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.

Аминь.

Добавить комментарий