Проповедь о тщеславии

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В современном мире все чаще то, что считалось раньше человеческим недостатком, воспринимается как положительное качество. Мы привыкли понимать, например, тщеславие с негативным оттенком, как пустое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания. Такое значение имеет это слово в словарях русского языка. Но в устах современных поп-див, властителей умов и сердец современной молодежи, понятие тщеславия неожиданно накидывает на себя привлекательные блестящие одежды совершенно другого смысла. Вот что говорит, к примеру, в интервью одна из звезд киноиндустрии: «Чтобы добиться успеха, нужно быть тщеславной. Потому что здоровое тщеславие очень помогает человеку поверить в свои достоинства».

Церковь предупреждает, что доверять таким доводам – очень опасно. Святитель Иоанн Златоуст говорил:  «как червь поедает деревья, ржавчина съедает железо, а моль — ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую эту страсть в себе». Почему же святые отцы не видели в тщеславии ничего здорового? Ведь, казалось бы, каждому из нас хочется, чтобы его таланты и труды ценили, одобряли, иногда даже и хвалили.

Вред тщеславия – в том, что для оценки окружающими мы стремимся показать только наши хорошие качества, плохие стыдливо оставляя в тени. Если вдруг нам предложат фантастическую возможность прославиться на весь мир, но с условием, что все узнают не только наши достижения, но и все наши даже самые-самые тайные пороки, в которых мы боимся признаваться даже сами себе, кто из нас согласится?

В глубине души каждый из нас знает себе настоящую цену, и в то же время каждому бывает иногда так приятно, что его похвалят, скажут лестный комплимент. Тщеславие заставляет нас выставлять напоказ, выпячивать то, что получает людское одобрение. А наши отрицательные качества оно заставляет скрывать, укрепляя нас в мысли, что их как будто и вовсе не существует. В таком самообмане можно прожить всю жизнь.

Преподобный авва Исайя говорил: «Горе нам, что мы, исполненные всякой скверны, услаждаемся похвалами человеческими». Почему горе? Потому что, находясь в самообмане и доверяя не совести, а тому, что шепчет нам тщеславие, мы не видим своих недостатков, а значит, лишаем себя возможности исцеления, возможности покаяния.

Некоторые могут подумать, что тщеславию подвержены люди, занимающиеся публичной деятельностью, стоящие у власти, а мы, маленькие люди, этим не страдаем. На самом деле тщеславие всеядно. Пищей для этого ненасытного порока может послужить абсолютно все: и повышение по служебной лестнице, и покупка новой машины, и пьяный дебош в ночном клубе, и самое смиренное и благочестивое поведение в храме. Редко тщеславие действует открыто. Гораздо чаще оно бывает завуалировано под благими деяниями: социальной активностью, чрезмерной ответственностью, угождением начальству, воздержанием и т.д.

Во всех случаях тщеславного человека можно отличить по одному признаку – у него есть зависимость от мнения окружающих. При этом сами люди, мнением которых он так дорожит,  ему малоинтересны. Они ему нужны только как публика, как зеркало, в котором он может вдоволь налюбоваться на свое совершенство. Тщеславные люди всегда окружают себя толпой или поклонниками, но при этом они сами всегда одиноки.

Как же справиться с недугом тщеславия, которым в той или иной мере болеют все люди без исключения? Направить естественное стремление человека к признанию и одобрению на другую цель. Признание и похвала от людей – это цель зачастую ложная, обманчивая. Гораздо надежнее стремиться к похвале от Бога, сознавая свою немощь и радуясь, если получилось хоть как-то ему угодить. Эту радость  Клайв Стейплз Льюис образно сравнивает с «радостью собаки перед лицом человека, ребенка перед лицом отца, ученика перед лицом учителя, твари перед лицом Господа». Именно эта чистая, незамутненная тщеславием радость делает нас причастными Божественной любви, а значит, и подлинной Божественной славы.

«Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас», — говорит Апостол. И эта слава не будет тщетной.

Аминь.

Добавить комментарий